Муниципальное
автономное дошкольное образовательное  учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №268"
г. Пермь

Давайте познакомимся Родительская страничка     Консультативный пункт     Фотогалерея     Информация для сотрудников    

Адаптация ребёнка к ДОУ: новые подходы.
 
            Кризис, катастрофа, шок – так называют период поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого всё начинается. Родители и сотрудники ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства.  
    Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи счи­тают сложность адаптации малышей к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом до трех лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в трехлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь» — некоторые дети так тяжело переносят   адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, с тем чтобы по мере созревания адаптацион­ных механизмов они могли бы уже «на новом витке» вернуться в ДОУ.
            Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее:
·      У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
·                  Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
·      Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.
·      Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
·   Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
· Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.
· Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. У часто болеющих детей и у  детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.
· Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.
    К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «Ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Многочисленными исследованиями показано, что сложности  в адаптации у детей раннего возраста возникают из-за резкого, насильственного отрыва их от матери. Что же делать для изменения ситуации? Помимо разработанных специалистами рекомендаций, нужно организовывать специальные группы адаптации (кратковременного  пребывания), в которых дети могли бы находиться вместе с родителями.
      В первые дни адаптации ребёнка к ДОУ  рекомендуется:
        чаще предлагать детям теплое питье;
  освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на 1 месяц); в настоящее время, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в детский сад дети без прививок не принимаются;
 по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ);
        использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
        научить матерей делать своим детям расслабляющий массаж;
 организовать применение лейкоцитарного интерферона путем закапывания в нос, распыления или в виде мази (интерферон вводится 2 раза в неделю с интервалом в 2-3 дня, 1 ампула препарата рассчитана на 1 прием);
 назначать детям комплекс витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы (липоевая кислота, пантотенат кальция, оротат калия, ви­тамины Е и В2, элеутерококк, глютаминовая кислота).
        После того как малыши закончат посещение группы адапта­ции, родители и педагоги должны соблюдать общие правила ве­дения ребенка находящегося уже в группе детского сада:
 укороченное время пребывания в дошкольном учрежден (оно увеличивается постепенно,  в зависимости от поведения ребенка, на 1-2 часа в день);
 сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т. д.), причем  чем млад­ше ребенок, тем это более необходимо;
  организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т.д.)
• исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта (рекомендовать вечером дома теплые гидропроцедуры).
    При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребенка в течение 3-5 дней период острой адаптации считается законченным, и с ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Родители также должны обеспечить малышу в периоде адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продол­жительное время пребывания на свежем воздухе). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.
   Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспита­ния к общественному. Послед­ним, как правило, восстанавливается контакт с детьми. Татьяна ДОРОНОВА, канд. пед. наук, зав. лабораторией дошкольного воспита­ния Института общего образования Министер­ства образования и науки РФl