Муниципальное
автономное дошкольное образовательное  учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №268"
г. Пермь

Давайте познакомимся Родительская страничка     Консультативный пункт     Фотогалерея     Информация для сотрудников    

Советы старшего воспитателя.

         Уважаемые родители! мы предлагаем вам познакомиться с ходом внедрения федеральных государственных требований в образовательный процесс МДОУ № 268.



1. ПЛАН внедрения ФГТ в образовательный процесс МДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад № 268» на 2012 – 2013 уч. год
2. Что меняется в дошкольном образовании с введением федеральных государственных требований?       
3. Пояснительная записка
4. Методическое обеспечение образовательной деятельности в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 268»
5. Организация режима пребывания детей в МДОУ
6. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.


ПЛАН

внедрения ФГТ в образовательный процесс МДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 268» на 2012 – 2013 уч. год

Цель: Внедрение основной общеобразовательной программы МАДОУ. Реализация федеральных государственных требований к условиям реализации ООП через выполнение требований к кадровому обеспечению и предметно-развивающей среде.

Содержание деятельности

 

Управленческая деятельность. Разработка нормативно-правовой базы.

Срок

Ответственный

Прогнозируемый результат. Продукт деятельности

1.

Корректировка расписания НОД.

 Сентябрь

 

Ст. восп.

Расписание НОД на 2012-13 уч. год

2.

Организация работы в МАДОУ новых педагогических объединений: ПГ специалистов по мониторингу, ПГ воспитателей по мониторингу

Принять на педагогическом совете 30.08.2012

Утвердить 01.09.

Зав. ДОУ

Ст. восп.

Разработка инструментария  к мониторингу интегративных качеств

3.

Разработка локальных актов, нормативных документов:

- Издание приказа по итогам стартового педсовета

-  Разработка Положений о ПГ

№ 1, № 2

-  Внесение изменений в Положение о стимулировании

- Разработка Положения к конкурсу по развивающей среде (на соответствие ФГТ)

- Объявление конкурса в ДОУ

 

 

Сентябрь

 

Сентябрь

 

С сентября

 

Сентябрь

 

 

Сентябрь-октябрь

 

 

Зав. ДОУ

 

Ст. воспитатель

 

Зам. зав. по ВМР

 

Ст. восп.

 

 

Воспитатели

Создание нормативно-правовой базы.

 

4.

Контроль за организацией и проведением НОД, за созданием ПРС в группах, за организацией мониторинга интегративных качеств и др. (оперативный, тематический)

В т.г.

Зав. ДОУ

Зам. зав. по ВМР

Ст. воспитатель

Справки по итогам проверок

Работа с кадрами

 

 

 

1.

Пополнение  методической папки по ФГТ новыми методическими рекомендациями

В т.г.

Ст. воспитатель

Папка материалов у каждого педагога

2.

Разработка планов  руководителями проблемных групп

Сентябрь

Тимофеева Л.Г.

Шакиртова Г.С.

План работы проблемных групп

3.

Работа над планами саморазвития по проблемам ФГТ

Начиная с сентября и в т.г.

Ст. воспитатель

Воспитатели и специалисты

Наличие плана саморазвития у всех педагогов

4.

Повышение квалификации и профмастерства по ФГТ:

- организация семинара с участием преподавателя Уральского педагогического института

 -  курсовая подготовка отдельных педагогов в объёме 72 часов

- работа в ПГ ДОУ

- участие в ПГ городского и районного уровня.

- консультации

- изучение новинок по ФГТ

- участие в качестве сетевого ДОУ в преобразовании развивающей среды по ФГТ

 

 

     2-я половина учебного года

 

Ст. воспитатель

Ст. преподаватель Фадеева Е.М.

 

Зам. зав. по ВМР

 

 

Ст. воспитатель

Зам. зав. по ВМР

 

 

 

Ст. воспитатель

 

Повышение компетентности педагогов в вопросах ФГТ

5.

Участие педагогов в конкурсах, выставках по ФГТ

В т.г.

Зам. зав по ВМР

Ст. восп.

Разработка Положений на уровне ДОУ

Подведение итогов.

6.

Апробация системы психолого-педагогического мониторинга интегративных качеств (материалы пр. «Успех»

В т.г.

Инструктор по ФК

Воспитатели

Фиксирование результатов наблюдений

Взаимодействие с семьёй

 

 

 

1.

Информирование родителей  о приоритетных направлениях работы ДОУ через разные формы:

- наглядная информация в группе и в ДОУ

- информация на сайте ДОУ

- общие родительские собрания

- консультации с родителями

 

 

В т.г.

 

 

Воспитатели

Ст. восп.

Зав. ДОУ Зам. зав. по ВМР

 

 

 

Тексты, фото-материалы и пр.

2.

Ознакомление родителей с расписанием НОД

Сентябрь

Воспитатели

 

3.

Организация совместных мероприятий (в соответствии с календарно-тематическим планом)

В т.г.

Воспитатели

ФОТО отчёты

Проекты

4.

Организация деятельности Управляющего совета по реализации ФГТ

В т.г.

Зав. ДОУ

Протоколы заседаний, выполнение решений.

5.

Участие родителей в общесадовских конкурсах

В т.г.

Воспитатели

Родители

Обновление предметно-развивающей среды групп

6.

Участие родителей в родительской конференции «Компетентный родитель»

Конец учебного года

Зав. ДОУ

Зам.зав. по ВМР

Ст. воспитатель

Обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

 

Что меняется в дошкольном образовании с введением федеральных государственных требований?       

            Приказом  Минобрнауки № 665 для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования (ФГТ).  В  ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО)  определены обязательные образовательные области, основные задачи образовательных областей и планируемые итоговые результаты освоения детьми ООП ДО.  Изменения предполагают и изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения  знаний в других видах деятельности (под словом других Д.Б. Эльконин имеет в виду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

О.А Скоролупова и Н.В. Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

  • Подвижные дидактические игры
  • Подвижные игры с правилами
  • Игровые упражнения
  • Соревнования

Игровая

  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

Продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Реализация проектов

Коммуникативная

  • Беседа ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление отгадывание загадок
  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

Трудовая

  • Совместные действия
  • Дежурство
  • Поручение
  • Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Музыкально-художественная

  • Слушание
  • Исполнение
  • Импровизация
  • Экспериментирование
  • Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Разучивание

Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

  • непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Проблемной областью остаётся система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП. В качестве  результатов  предлагается рассматривать развитие интегративных качеств личности ребёнка:

·        физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

·        любознательный, активный

·        эмоционально отзывчивый

·        овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

·        способный управлять своим поведением и планировать свои действия

·        способный решать интеллектуальные и личностные задачи

·        имеющий первичные представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире, природе.

·        овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

·        овладевший необходимыми умениями и навыками.

Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

 

Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 268» разработана в соответствии с законодательными актами федерального уровня:
·       «Законом об образовании РФ»
·        «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях. САНПИН 2.4.1.2660-10» (утв. Постановлением Главного государственного  санитарного  врача РФ 22 июля 2010г.);
·       Изменениями № 1 к САНПИН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. № 166)
·       «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от  12 сентября 2008 г. N 666);
·        «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
·       Концепцией дошкольного воспитания, 1989 г.
·       Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
с  документами регионального уровня:
·        Приказом Министра Пермского края «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (СЭД-26-01-21-1641 от 17.11.2010г.)
с законодательством субъекта:
·        Уставом  МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 268»
·        Приказом по МДОУ «О реализации приказа Министерства образования и науки РФ № 655» от 11.10,2010 г № 291
         Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе  программы «Развитие» УЦ им. Л.А.Венгера (переработана в  2002г.) и с учётом направлений  работы, накопленного опыта,  традиций  учреждения.
         Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, (главная цель программы «Развитие» -   развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности, что соответствует принципу развивающего образования)
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
С целью реализации этих двух  принципов  и соответствия ФГТ основное внимание будет обращено  на интеграцию образовательных областей и комплексно-тематическое планирование, в связи с чем коллективу предстоит творческий процесс по выбору способа планирования, отбору содержания, структурирования деятельности, разработке перспективно-календарных и тематических планов (программа «Развитие» не задаёт нам такого алгоритма).
С учётом ФГТ существующая до недавнего времени модель образовательного процесса в ДОУ подвергнется значительным  изменениям: решение программных образовательных задач будет происходить в совместной деятельности взрослого и детей,  самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. В этом направлении коллективу предстоит работа по преобразованию  готовых конспектов занятий к программе «Развитие» в игру, совместную деятельность взрослого и детей и в  другие адекватные возрасту формы работы с детьми.
Цель образовательной программы:
Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной  готовности к школе.
Цель деятельности ДОУ по реализации ООП:
Формирование у детей физических, интеллектуальных, художественно-творческих и личностных качеств, обеспечивающих готовность ребёнка к школьному обучению: любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, произвольность поведения; представления об окружающей действительности, соответствующие возрастным возможностям; универсальные умения осуществления различных видов деятельности, навыки общения.
Достижение поставленных целей требует решения определённых задач:
1.       Формировать основные физические качества и потребность в двигательной активности, навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни.
2.       Развивать любознательность, формировать способы познавательной деятельности.
3.       Развивать эмоциональную отзывчивость на эмоции близких людей, героев литературных произведений, произведения искусства, объекты природы.
4.       Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия  со взрослыми и сверстниками.
5.       Формировать способность к планированию собственных действий в разных жизненных ситуациях.
6.       Учить детей самостоятельно решать интеллектуальные и личностные задачи, применять усвоенные знания на практике.
7.       Формировать первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
8.       Формировать предпосылки учебной деятельности, умение работать по правилу, образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции (или по инструкции)
9.       Формировать умения и навыки, необходимые  для развития детской деятельности.
     10. Развивать художественно-творческие способности детей.
         Программа МДОУ учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, квалификацию педагогических кадров, состав  родителей воспитанников.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 268»  – является муниципальным, гражданским, светским, некоммерческим образовательным учреждением, которое зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Тип учреждения – детский сад, вид  -   общеразвивающий. Режим работы ДОУ предполагает 12-ти часовое пребывание  детей в детском саду. Проектная мощность рассчитана на 95 детей, фактическая наполняемость 130 человек. Общее количество групп – 5.  Из них  1  группа для детей раннего возраста (2-3 лет). По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин. Все группы однородны по возрастному составу детей: 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. По поло-ролевому признаку в каждой группе и в целом по ДОУ преобладает количество мальчиков, по группам здоровья: 1 группа - 14 человек, 2 группа - 113 человек, 3 группа - 2 человека, 1 ребёнок - инвалид - 4 группа.
Кадровое обеспечение: ДОУ укомплектовано педагогическими кадрами на 94%, в штатное расписание включены управленцы, воспитатели, специалисты. Высшее образование имеют 62% (8 педагогов), среднее специальное - 38% (5 человек). Высшую категорию имеют 30% педагогов, первую категорию – 30 %, вторую – 15%, без категории – 15% - молодые специалисты. Повышение квалификации педагогов ежегодно в среднем составляет 25%. Повышению квалификации и профессионализма способствует ведение  плана саморазвития и портфолио педагога. Психологической службой ДОУ выявлен уровень педагогической зрелости коллектива в период завершения работы по программе развития учреждения (2009 год) как коллектив сильный, сплочённый, работоспособный.
Социальный паспорт семьи 2011 года показывает, что из 130 семей: полные семьи составляют 74% от общего количества, неполные семьи - 18%, многодетные семьи – 8%. Образовательный уровень родителей: высшее образование имеют 46 пап и 91  мам, среднее  специальное  48  и 30 соответственно, среднее -  4 и 5 чел. Анкетирование родителей с целью получения оценки деятельности ДОУ показывает, что они предъявляют высокие требования к дошкольному учреждению. Из 12 вариантов ответов наиболее приоритетными родители считают:
-  высокий профессиональный уровень педагогов – 70%
-  грамотную  организацию режима дня – 60%
-  хорошую работу по укреплению здоровья детей – 44%
-  использование инновационных форм и методов обучения – 38%
Следовательно, перед коллективом МДОУ большая ответственность за соответствие возрастающим требованиям родителей – потребителей наших образовательных услуг.
Кроме этого по итогам года родителями производится оценка деятельности ДОУ при заполнении анкеты, что позволяет увидеть отношение родителя к условиям пребывания ребёнка в учреждении, деятельности педагогов и администрации.      Основные приоритетные направления деятельности нашего образовательного учреждения – это социально-личностное и интеллектуальное развитие ребёнка. Основные направления заданы нам программой развития ДОУ и образовательной программой «Развитие». Цель программы развития учреждения (2010 г.)  под названием «Мы вместе» заключается в   создании условий для радостного и комфортного проживания детьми периода дошкольного детства, интересного общения со сверстниками и воспитывающими взрослыми, которое происходит в совместных делах; установление партнёрских отношений, которое возможно лишь при принятии ребёнка таким, какой он есть, уважая его индивидуальность и учитывая его интересы и потребности. Индивидуальность ребёнка развивается через осознание и стимулирование его интересов, а значит, одним  из направлений нашей работы является стимулирование познавательных интересов ребёнка, создание условий для их реализации и развитие способностей детей.
Цель нашей программы созвучна с идеей программы «Развитие», в основе которой лежит  теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода детства и   концепция Л.А. Венгера о развитии способностей. Программа «Развитие» построена на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношения сотрудничества и партнерства между взрослым и детьми, Основная цель программы – развитие умственных способностей детей.
  
         Особенности осуществления  образовательного процесса заключаются в том, что программа «Развитие» ориентирована в основном на развитие умственных и художественных способностей детей, а, следовательно, такие направления как «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие» остались за рамками программы. Мы это рассматриваем не как «минус», а как «плюс», т.к. в нашем регионе разработаны и имеют многолетний опыт использования такие  парциальные программы, как  «Будь здоров, дошкольник» Т.Э.Токаевой, «Программа социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко. Использование этих программ позволит  нам учитывать региональные особенности Пермского края, обладать особой индивидуальностью. Предполагаем, что если эти парциальные программы не учитывать в обязательной  части Программы, то мы нарушим баланс: 80 % - основная часть  и 20% - часть, формируемая участниками образовательного процесса. Но надеемся, что, учитывая особенности программы «Развитие»,  недостающие два направления войдут в обязательную часть, и у нас сохранится возможность  для реализации  вариативной части Программы, соответствующей  статусу нашего учреждения и приоритетным направлениям работы ДОУ.



 Методическое обеспечение образовательной деятельности в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 268»

 

 

Линии развития

Образовательные области

Компоненты по ФГТ

Раздел  комплексной программы  Л.А. Венгера  «Развитие»

Парциальные программы,

технологии

Физическое развитие

1 «Физическая культура»

Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Отсутствует в программе

 

Т.Э.Токаева «Будь здоров, дошкольник!»

2 «Здоровье»

Содержание направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решении е следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Раздел программы «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (младший дошкольный возраст)

Т.Э.Токаева «Будь здоров, дошкольник!»

Программа «Безопасность» Р.Б.Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева

Коломийченко Л.В. программа по социальному развитию (старший дошкольный возраст)

 (раздел «Человек среди людей»)

Социально-личностное развитие

3 «Безопасность»

Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека  и мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Раздел программы «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (младший дошкольный возраст)

Старший дошкольный возраст программа «Безопасность» Р.Б.Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева

Коломийченко Л.В. программа по социальному развитию (старший дошкольный возраст)

 (раздел «Человек среди людей»)

4«Социализация»

Содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Разделы «Игра» по всем возрастным группам (методика Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой)

Раздел программы «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (младший дошкольный возраст)

Коломийченко Л.В. Программа социального развития (старший дошкольный возраст)

 

 

5 «Труд»

Содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через  решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Отсутствует в программе

«Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника» Л.В.Куцакова

Коломийченко Л.В. Программа социального развития («Человек среди людей»)

Познавательно-речевое развитие

6 «Познание»

Содержание направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Сенсорное развитие;

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

 

Разделы программы:

«Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (младший дошкольный возраст) «Сенсорное воспитание»

«РЭМП»

«Конструирование»
«Развитие экологических представлений»

«Ознакомление с пространственными отношениями»

«Развитие элементов логического мышления»

«Первоначальные основы грамоты»

 

7 «Коммуникация»

Содержание направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Развитие свободного общения со взрослыми и  детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской  деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Во всех разделах программы используется технологии сотрудничества

Разделы программы «Ознакомление  с художественной литературой и развитие речи», «Первоначальные основы грамоты»

 

8 «Чтение художественной литературы»

Содержание направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Раздел программы «Ознакомление  с художественной литературой и развитие речи», хрестоматии художественных и познавательных  произведений.

 

 

Художественно-эстетическое развитие

9 «Художественное творчество»

Содержание направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение задач:

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,  художественный труд);

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобразительному искусству.

Разделы программы  «Изобразительное искусство», «Конструирование»,

«Сенсорное воспитание» 

 

10 «Музыка»

Содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение задач:

Развитие музыкально-художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству.

Авторами программы рекомендована программа  развития музыкальности «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В.Нестеренко

Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.Каплунова,

И.Новоскольцева

 
Примечание: в отдельных образовательных областях предполагается использование технологии ведения портфолио дошкольника, технологии совместной проектной деятельности и других современных образовательных технологий.