МАДОУ  "Центр развития ребенка - детский сад №268" г. Пермь

Заведующий:
Юлия Алексеевна Астанаева
☎ 236-77-68

Корпус 1:
ул. Петропавловская, 80
☎ 236-77-68, 246-62-69
Корпус 2:
ул. Толмачева, 2 ☎ 237-05-50
Корпус 3:
пр. Я.Коласа, 12
☎ 201-33-77, 201-33-78
Корпус 4:
ул. Петропавловсая, 109 а ☎ 246-57-20
Корпус 5:
ул. Решетникова, 30 ☎ 233-16-50

Подготовка к детскому саду

Адаптация ребёнка к ДОУ: новые подходы

Кризис, катастрофа, шок – так называют период поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого всё начинается. Родители и сотрудники ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства.

Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи счи­тают сложность адаптации малышей к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом до трех лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в трехлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь» — некоторые дети так тяжело переносят адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, с тем чтобы по мере созревания адаптацион­ных механизмов они могли бы уже «на новом витке» вернуться в ДОУ.

Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее:

  • У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
  • Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
  • Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.
  • Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
  • Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
  • Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.
  • Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.
  • Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.

К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «Ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Многочисленными исследованиями показано, что сложности в адаптации у детей раннего возраста возникают из-за резкого, насильственного отрыва их от матери. Что же делать для изменения ситуации? Помимо разработанных специалистами рекомендаций, нужно организовывать специальные группы адаптации (кратковременного пребывания), в которых дети могли бы находиться вместе с родителями.

В первые дни адаптации ребёнка к ДОУ рекомендуется:

  • чаще предлагать детям теплое питье;
  • освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на 1 месяц); в настоящее время, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в детский сад дети без прививок не принимаются;
  • по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ);
  • использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
  • научить матерей делать своим детям расслабляющий массаж;
  • организовать применение лейкоцитарного интерферона путем закапывания в нос, распыления или в виде мази (интерферон вводится 2 раза в неделю с интервалом в 2-3 дня, 1 ампула препарата рассчитана на 1 прием);
  • назначать детям комплекс витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы (липоевая кислота, пантотенат кальция, оротат калия, ви­тамины Е и В2, элеутерококк, глютаминовая кислота)

После того как малыши закончат посещение группы адапта­ции, родители и педагоги должны соблюдать общие правила ве­дения ребенка находящегося уже в группе детского сада:

  • укороченное время пребывания в дошкольном учрежден (оно увеличивается постепенно, в зависимости от поведения ребенка, на 1-2 часа в день);
  • сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т. д.), причем чем млад­ше ребенок, тем это более необходимо;
  • организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т.д.)
  • исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта (рекомендовать вечером дома теплые гидропроцедуры).

При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребенка в течение 3-5 дней период острой адаптации считается законченным, и с ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Родители также должны обеспечить малышу в периоде адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продол­жительное время пребывания на свежем воздухе). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспита­ния к общественному. Послед­ним, как правило, восстанавливается контакт с детьми. Татьяна ДОРОНОВА, канд. пед. наук, зав. лабораторией дошкольного воспита­ния Института общего образования Министер­ства образования и науки РФl